Информация

08.04.2020

Алгоритм перехода образовательной организации

на дистанционное обучение

 

Шаг 1. Нужно издать локальный акт и (или) акты по образовательной организации (приказ, положение) о пере­хо­де на дистанционное (электронное, удаленное) обучение, в которых прописать особенности организации этого обучения.

Общие положения о дистанционном обучении закрепляются в приказе о переходе образовательной организации на обучение в этом формате (см. файл «Образец при­ка­за о переходе ОО на дистанционное обучение»).

А подробные де­тали перехода на дистанционное обучение закрепляются в соответствующем положении и (или) положениях (см. файлы «Образец По­ло­жения о дистанционном обучении в школе» и «Образец По­ло­же­ния об элект­ронном обучении и использовании дистанционных образо­ва­тель­ных тех­но­логий»).

Внимание: приказ о переходе образовательной организации на дис­тан­ци­онное обучение может быть также дополнен:

1) приказом о переводе работника на удаленную работу (см. файл «Образец приказа о переводе работника на удаленную работу»);

2) приказом об организации пита­ния детей, которые обучаются дистан­ци­онно (см. файл «Образец приказа об организации питания обучаю­щих­ся при переходе на дистанционное обу­че­ние»). Образовательная организа­ция долж­на обеспечить питанием тех обу­чаю­щихся, которые вправе питаться бес­платно.

Право на пи­тание детям с ОВЗ предусмотрено федеральным законода­тель­ством неза­висимо от периода самоизоляции (согласно части 7 статьи 79 Фе­дерального за­кона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 N 273-ФЗ и письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81). Таким детям предоставляется так называемый «сухой паек».

Остальные льготников следует обеспечивать питанием на основании ре­ше­ния ре­гиональных и местных органов власти. Если такое решение есть, то образовательная организация должна составить график выдачи продуктовых наборов, в котором необходимо указать день, время и способ предо­став­ления наборов.

Частота выдачи наборов устанавливается в зависимости от количества учебных дней, на которые он рассчитан. Например, набор, сформированный на 5 (пять) учебных дней выдается 1 (один) раз в неделю. 

Затем образовательная организация должна ознакомить с данным графи­ком родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) и взять с них заявление на выдачу продуктового набора на период дис­тан­ционного обучения (см. файл «Образец заявления на выдачу продуктового набора на период дистанционного обучения»).

Одновременно с изданием необходимых локальных актов нужно назна­чить ответственных по образовательной орга­ни­зации за дистанционное обуче­ние. Они должны быть назначены на всех уров­нях организации этого обуче­ния. Общее руководство может осуществляться за­ме­стителем директора по УР (УВР). Ответственность за дистанционное обу­че­ние в каждом классе можно возложить на классных руководителей.

Может возникнуть вопрос – надо ли составлять отдельно положение о промежуточной и ито­го­вой аттестации при переходе образовательной ор­ганизации на дистанционном обучении?

Нет, не надо. Если образовательная организация предусмотрела от­дель­ные правила для промежуточной и итоговой аттестации при дистанционном обу­чении, то следует закрепить их в общем локальном акте – Положении о те­кущем контроле и промежуточной аттестации.

Также можно включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение (например, в Положение о дистанционном обуче­нии). В этом случае надо сделать на него отсылку в общем положении о те­ку­щем конт­ро­ле и промежуточной аттестации (иначе надзорные органы вынесут пред­пи­сание).

Шаг 2. Нужно составить расписание занятий при дистанционном обу­че­нии. Необходимо поручить учителям распланировать занятия по всем пред­­ме­там для каждого класса. Руководитель образовательной организации должен провести по поводу перехода на дистанционное обучение со­ве­щание учителей по параллелям, естественно, с соблюдением правил самоизоляции (на­при­мер, через «Skype»).

Педагоги должны определить количество дистанционные (электронных) уроков для каждого клас­са так, чтобы не нарушать принятые санитарные тре­бо­вания.

Общее время работы с компьютером за учебное занятие в дистан­цион­ном форма­те не должно превышать:

• в 1-2 классах – 20 минут;

• в 4 классе – 25 минут;

• в 5-6 классе – 30 минут;

• в 7-11 классах – 35 минут (порядок, установленный пунктом 10.18 СанПиН школы).

В остальное время занятий в дистанционном формате надо предус­мот­реть другие формы работы с обучающимися (например, письменные, устные, твор­че­ские задания).

Количество занятий с компьютером в течение учебного дня также долж­но зави­сеть от класса:

• для 1-4 классов – 1 урок;

• для 5-8 классов – 2 урока;

• для 9-11 классов – 3 урока (порядок, установленный пунктом 4.2 при­ложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Заместитель директора образовательной организации по УР (УВР) дол­жен объединить все планы работы учителей в единое расписание. Утверждают единое расписание по правилам делопроизводства, кото­рые приняты в образо­ва­тельной организации.

Может возникнуть вопрос – надо ли составлять расписание звонков на дистанционном обуче­нии?

Нет, не надо. Звонки нужны в школе, чтобы обучающиеся легче при­вы­ка­ли к ре­жи­му уроков и перемен, а учителям было проще следить за временем. В усло­ви­ях дистанционного обучения ученики и их родители (законные пред­ста­вители несовершеннолетних обучающих­ся) должны самостоятельно при­дер­живаться режима занятий, который им направила школа.

Шаг 3. Нужно четко определить продолжительность урока при дистан­ци­онном обучении. Учителя долж­ны так распланировать электронные заня­тия, что­бы не нарушать требования СанПиН школы о продолжительности не­пре­рыв­ного применения технических средств (см. подробности в таблице 1).

Таблица 1.

Продолжительность непрерывного применения

технических средств обучения на учебном занятии

Вид непрерывной деятельности

Время деятельности в зависимости от класса, мин.

1-2 классы

3-4 классы

5-7 классы

8-11 классы

Просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения

10

15

20

25

Просмотр телепередач

15

20

25

30

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

15

20

25

30

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

15

15

20

25

Прослушивание аудиозаписи

20

20

25

25

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

10

15

20Хочу такой сайт

25

Общее время работы за компьютером не должно превышать:

• в 1-2-м классах – 20 минут;

• в 4 классе – 25 минут;

• в 5-6 классах – 30 минут;

• в 7-11 классах – 35 минут.

При этом необходимо иметь ввиду, что Минпрос России рекомендует сок­ратить время всех элект­­ронных уроков до 30 минут (согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Феде­ра­ции от 20.03.2020 г.).

Шаг 4. Заместитель руководителя образовательной организации по УР (УВР) должен проинформи­ро­вать обучающихся и родителей (законных пред­ста­вителей несовершеннолетних обучающих­ся) об условиях дистанционного обучения:

- в каком порядке проходит дистанционное обучение;

- где ознакомиться с расписанием занятий;

- куда отправлять готовые работы и получать новые задания;

- как будет проводиться текущий и итоговый контроль,

- график проведения учителями групповых и индивидуальных консуль­таций.

Для этого необходимо разместить приказ о дистанционном обучении и не­обходимую дополнительную информацию на сайте школы, на ин­фор­ма­ци­он­ном стенде в фойе здания школы, а также разослать ее обучающимся и их родителям (закон­ным представителям несовершеннолетних обучающихся) по электронной почте, через мессенджеры или по телефону.

Шаг 5. Минпрос России рекомендует взять с родителей (законных пред­стави­те­лей несовершеннолетних обучающихся) заявление на дистанционное обучение.

Внимание: действующее законодательство не обязывает брать с роди­те­лей обучающихся такое заявление, т.к. «дистанционка» является не фор­мой обучения, а только средством и способом организации учебного процесса (согласно части 2 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Рос­сий­ской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Но взять с родителей такое заяв­ле­ние все же рекомендуется (см. файл «Образец заявления на обучение с использованием дистанционных технологий»).

Шаг 6. Надо распорядиться, чтобы были внесены изменения во все рабо­чие программы по предметам, отражающие, что образовательный процесс ве­дет­ся именно с помощью дистанционных технологий.

Может возникнуть вопрос – возможно ли внеурочную деятельность реализовывать дистанционно​​​​?

Да, возможно. Внеурочная деятельность является частью основной об­ра­зовательной программы и ее можно реализовывать дистанционно, также, как и уроки. Для этого следует использовать электронные образовательные плат­формы (на­при­мер, образовательную платформу «Учи.ру» или проф­ориен­та­ционный портал «Билет в будущее»). Для этого необходимо внести из­ме­не­ния в рабочие программы курсов и в план внеурочной деятельности, в которых должны быть отражены новые темы и формы про­ве­дения дистанционных за­ня­тий.

Шаг 7. Образовательной организации нужно определить, какими ресур­са­ми она обладает для организации дистанционного обучения.

Для дистанционного обучения образовательной организации понадо­бит­ся 3 (три) основных вида ресурсов – базы данных с учебной информацией, компьютерное оборудование и Интернет.

Первый вид ресурсов – базы данных.

Можно использовать возможности проекта «Российская электронная шко­ла» (РЭШ). На портале сформирован банк интерактивных уроков по всем пред­ме­там в соответствии с ФГОС (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 698). Размещены уроки по каждому предмету с 1 по 11 класс, учебные и те­ма­ти­ческие планы, упражнения и проверочные задания.

Чтобы получить доступ к интерактивным урокам или стать участником проекта РЭШ нужно зарегистрироваться на сайте «resh.edu.ru». Для работы с этим порталом образовательная организация должна применять Методи­че­ские рекомендации Минпроса России от 17.03.2020 г.

Электронные ресурсы для старшеклассников.

Надо поручить учителям старших классов использовать ресурсы офи­ци­аль­ных сайтов по подготовке к ГИА (например, «Решу ЕГЭ»). На этих сайтах педагоги смогут сами создавать варианты заданий, отслеживать статистику выполнения и время, которое тратит каждый ученик на работу.

Рекомендованные платформы для дистанционного обучения от Мин­проса России.

Минпрос России рекомендует целый перечень ресурсов, которые подой­дут для дистанционного обучения. С ними могут работать учителя на элект­рон­ных уроках или ученики самостоятельно.

Ресурс

Описание

Российская электронная школа

- Интерактивные уроки с 1 по 11 класс лучших учи­те­лей страны.

- Ресурс содержит тематические курсы, видеоуроки, за­да­ния для самопроверки, каталог музеев, фильмов и му­зыкальных концертов. Размещены дидактические и ме­то­дические материалы по всем урокам.

Московская электронная школа

- Позволяет проверять ошибки, общаться с учителями, вы­полнять домашние задания, использовать материалы для подготовки к уроку. Содержит варианты конт­роль­ных и тестов.

- В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе бо­лее 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свы­ше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных по­со­бий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. обра­зовательных приложений.

Телеканал МособрТВ

- Первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира.

Профориентационный портал «Билет в будущее»

- Ресурс содержит видеоуроки для средней и старшей школы.

- Позволяет проводить тестирования и погружаться в раз­личные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования.

Сервис «Яндекс.Учебник»

- Ресурс содержит более 35 тыс. заданий по русскому язы­ку и математике разного уровня сложности для школьников 1-5 классов.

- В числе возможностей автоматическая проверка от­ве­тов и мгновенная обратная связь для учеников.

Сервис «ЯКласс»

- Сервис позволяет проверять знания учеников. Учитель задает школьнику проверочную работу, ребенок захо­дит на сайт и выполняет задание педагога. Если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант.

- Учитель получает отчет о том, как ученики справ­ля­ют­­ся с заданиями.

Образовательная платформа «Учи.ру»

- Школьникам предлагают интерактивные курсы по ос­новным предметам и подготовке к проверочным ра­бо­там, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению.

- В личных кабинетах пользователей есть чат, где учи­те­ля, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс.

Электронные версии УМК от издательства «Прос­ве­ще­ние»

- Предоставлен доступ к учебникам и специальным тре­нажерам для отработки и закрепления полученных зна­ний.

- Для работы с учебниками не нужен Интернет.

Система «Маркетплейс образовательных услуг»

- В наполнение ресурса участвуют ведущие российские компании разного профиля (Яндекс, 1С, Учи.ру, Скайенг, Кодвардс, издательство «Просвещение» и др.).

Платформа для прове­де­ния олимпиад и курсов «Олимпиум»

- Представлено более 72 школьных олимпиад.

Онлайн-платформа «Мои достижения»

- Содержит широкий выбор диагностик для обучаю­щих­ся с 1 по 11 класс по школьным предметам и раз­лич­ным тематикам. Материалы разработаны спе­циа­ли­стами Московского центра качества образования.

Всероссийский образо­ва­тельный проект «Урок цифры»

- Позволяет школьникам знакомиться с основами циф­ро­вой экономики, цифровых технологий и программи­рования. В уроках используют образовательные прог­раммы в области цифровых технологий от Яндекс, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Сбербанк, 1С.

- Занятия проходят в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для 3 (трех) основных возрастных групп – обучающихся младшей, средней и старшей школы.

Платформы новой школы от Сбербанка России

- Ресурс позволяет сформировать персонифициро­ван­ную образовательную траекторию в школе.

Курсы от образова­тель­но­го фонда «Талант и успех» на платформе Сириус.Он­лайн

- Размещены дополнительные главы по геометрии для 7-9 классов, по комбинаторике для 7 класса, по линг­ви­стике, фонетике и графике. В ближайшее время станут доступны дополнительные главы по физике для 8 и 9 клас­сов, а также по информатике.

- Курсы подготовлены руководителями и ведущими пре­подавателями образовательных программ Центра «Сириус». Объем каждого курса составляет от 60 до 120 часов. Ученики, которые успешно пройдут курсы, смогут получить сертификат от Образовательного цент­ра «Сириус».

Телефоны доверия

12.12.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».