Информация
08.04.2020
Алгоритм перехода образовательной организации
на дистанционное обучение
Шаг 1. Нужно издать локальный акт и (или) акты по
образовательной организации (приказ, положение) о переходе на дистанционное
(электронное, удаленное) обучение, в которых прописать особенности организации этого
обучения.
Общие положения о дистанционном обучении закрепляются в
приказе о переходе образовательной организации на обучение в этом формате (см. файл «Образец приказа о переходе ОО
на дистанционное обучение»).
А подробные детали перехода на дистанционное обучение
закрепляются в соответствующем положении и (или) положениях (см. файлы «Образец Положения о
дистанционном обучении в школе» и «Образец Положения
об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий»).
Внимание: приказ о переходе образовательной организации на дистанционное
обучение может быть также дополнен:
1) приказом о переводе работника на удаленную работу (см. файл
«Образец приказа о переводе
работника на удаленную работу»);
2) приказом об организации питания
детей, которые обучаются дистанционно (см. файл «Образец приказа об
организации питания обучающихся при переходе на дистанционное обучение»). Образовательная организация
должна обеспечить питанием тех обучающихся, которые вправе питаться бесплатно.
Право на питание детям с ОВЗ предусмотрено
федеральным законодательством независимо от периода самоизоляции (согласно части 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12. 2012 N 273-ФЗ и письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81). Таким детям предоставляется так называемый «сухой
паек».
Остальные льготников следует обеспечивать питанием на
основании решения региональных и местных органов власти. Если такое
решение есть, то образовательная организация должна составить график выдачи продуктовых
наборов, в котором необходимо указать день, время и способ предоставления
наборов.
Частота выдачи наборов устанавливается в зависимости
от количества учебных дней, на которые он рассчитан. Например, набор, сформированный
на 5 (пять) учебных дней выдается 1 (один) раз в неделю.
Затем образовательная организация должна ознакомить с
данным графиком родителей (законных представителей несовершеннолетних
обучающихся) и взять с них заявление на выдачу продуктового набора на период
дистанционного обучения (см. файл
«Образец заявления на выдачу продуктового набора на период дистанционного
обучения»).
Одновременно с изданием необходимых локальных актов нужно
назначить ответственных по образовательной организации за дистанционное обучение.
Они должны быть назначены на всех уровнях организации этого обучения. Общее
руководство может осуществляться заместителем директора по УР (УВР). Ответственность
за дистанционное обучение в каждом классе можно возложить на классных
руководителей.
Может возникнуть вопрос – надо ли
составлять отдельно положение о промежуточной и итоговой аттестации при
переходе образовательной организации на дистанционном обучении?
Нет, не надо. Если образовательная организация предусмотрела
отдельные правила для промежуточной и итоговой аттестации при дистанционном
обучении, то следует закрепить их в общем локальном акте – Положении о текущем
контроле и промежуточной аттестации.
Также можно включить правила в локальный акт, который
регулирует дистанционное обучение (например, в Положение о дистанционном обучении).
В этом случае надо сделать на него отсылку в общем положении о текущем контроле
и промежуточной аттестации (иначе надзорные органы вынесут предписание).
Шаг 2. Нужно составить расписание занятий при
дистанционном обучении. Необходимо поручить
учителям распланировать занятия по всем предметам для каждого класса. Руководитель
образовательной организации должен провести по поводу перехода на дистанционное
обучение совещание учителей по параллелям, естественно, с соблюдением правил
самоизоляции (например, через «Skype»).
Педагоги должны
определить количество дистанционные (электронных) уроков для каждого класса
так, чтобы не нарушать принятые санитарные требования.
Общее время работы с
компьютером за учебное занятие в дистанционном формате не должно превышать:
• в 1-2 классах – 20
минут;
• в 4 классе – 25
минут;
• в 5-6 классе – 30
минут;
• в 7-11 классах –
35 минут (порядок, установленный пунктом 10.18 СанПиН школы).
В остальное время
занятий в дистанционном формате надо предусмотреть другие формы работы с
обучающимися (например, письменные, устные, творческие задания).
Количество занятий с
компьютером в течение учебного дня также должно зависеть от класса:
• для 1-4 классов –
1 урок;
• для 5-8 классов –
2 урока;
• для 9-11 классов –
3 урока (порядок, установленный пунктом 4.2 приложения 7 к
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Заместитель директора
образовательной организации по УР (УВР) должен объединить все планы работы
учителей в единое расписание. Утверждают единое расписание по правилам
делопроизводства, которые приняты в образовательной организации.
Может возникнуть вопрос – надо
ли составлять расписание звонков на дистанционном обучении?
Нет, не надо. Звонки нужны в школе, чтобы обучающиеся
легче привыкали к режиму уроков и перемен, а учителям было проще следить
за временем. В условиях дистанционного обучения ученики и их родители
(законные представители несовершеннолетних обучающихся) должны
самостоятельно придерживаться режима занятий, который им направила школа.
Шаг 3. Нужно четко определить продолжительность урока при
дистанционном обучении. Учителя должны так распланировать электронные занятия,
чтобы не нарушать требования СанПиН школы о продолжительности непрерывного применения
технических средств (см. подробности в
таблице 1).
Таблица 1.
Продолжительность
непрерывного применения
технических средств
обучения на учебном занятии
Вид непрерывной деятельности |
Время деятельности в зависимости от класса, мин. |
|||
1-2 классы |
3-4 классы |
5-7 классы |
8-11 классы |
|
Просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения |
10 |
15 |
20 |
25 |
Просмотр телепередач |
15 |
20 |
25 |
30 |
Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения |
15 |
20 |
25 |
30 |
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
15 |
15 |
20 |
25 |
Прослушивание аудиозаписи |
20 |
20 |
25 |
25 |
Прослушивание аудиозаписи в наушниках |
10 |
15 |
25 |
Общее время работы за компьютером не должно превышать:
• в 1-2-м классах – 20 минут;
• в 4 классе – 25 минут;
• в 5-6 классах – 30 минут;
• в 7-11 классах – 35 минут.
При этом необходимо иметь ввиду, что Минпрос России
рекомендует сократить время всех электронных уроков до 30 минут (согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской
Федерации от 20.03.2020 г.).
Шаг 4. Заместитель руководителя образовательной организации по
УР (УВР) должен проинформировать обучающихся и родителей (законных представителей
несовершеннолетних обучающихся) об условиях дистанционного обучения:
- в каком порядке проходит дистанционное обучение;
- где ознакомиться с расписанием занятий;
- куда отправлять готовые работы и получать новые
задания;
- как будет проводиться текущий и итоговый контроль,
- график проведения учителями групповых и
индивидуальных консультаций.
Для этого необходимо разместить приказ о дистанционном
обучении и необходимую дополнительную информацию на сайте школы, на информационном
стенде в фойе здания школы, а также разослать ее обучающимся и их родителям
(законным представителям несовершеннолетних обучающихся) по электронной почте,
через мессенджеры или по телефону.
Шаг 5. Минпрос России рекомендует взять с родителей
(законных представителей несовершеннолетних обучающихся) заявление на
дистанционное обучение.
Внимание: действующее законодательство не обязывает брать с родителей
обучающихся такое заявление, т.к. «дистанционка» является не формой обучения,
а только средством и способом организации учебного процесса (согласно части 2 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Но
взять с родителей такое заявление все же рекомендуется (см. файл «Образец заявления на обучение с использованием дистанционных технологий»).
Шаг 6. Надо распорядиться, чтобы были внесены изменения во
все рабочие программы по предметам, отражающие, что образовательный процесс ведется
именно с помощью дистанционных технологий.
Может возникнуть вопрос – возможно ли
внеурочную деятельность реализовывать дистанционно?
Да, возможно. Внеурочная деятельность является частью
основной образовательной программы и ее можно реализовывать дистанционно,
также, как и уроки. Для этого следует использовать электронные образовательные
платформы (например, образовательную платформу «Учи.ру» или
профориентационный портал «Билет в будущее»). Для этого необходимо внести
изменения в рабочие программы курсов и в план внеурочной деятельности, в
которых должны быть отражены новые темы и формы проведения дистанционных занятий.
Шаг 7. Образовательной организации нужно определить, какими
ресурсами она обладает для организации дистанционного обучения.
Для дистанционного обучения образовательной
организации понадобится 3 (три) основных вида ресурсов – базы данных с
учебной информацией, компьютерное оборудование и Интернет.
Первый вид ресурсов – базы данных.
Можно использовать возможности проекта «Российская
электронная школа» (РЭШ). На портале сформирован банк интерактивных уроков по
всем предметам в соответствии с ФГОС (приказ
Минобрнауки России от 09.06.2016 N 698).
Размещены уроки по каждому предмету с 1 по 11 класс, учебные и тематические
планы, упражнения и проверочные задания.
Чтобы получить доступ к интерактивным урокам или стать
участником проекта РЭШ нужно зарегистрироваться на сайте «resh.edu.ru». Для
работы с этим порталом образовательная организация должна применять Методические
рекомендации Минпроса России от 17.03.2020 г.
Электронные ресурсы для старшеклассников.
Надо поручить учителям старших классов использовать
ресурсы официальных сайтов по подготовке к ГИА (например, «Решу ЕГЭ»). На
этих сайтах педагоги смогут сами создавать варианты заданий, отслеживать
статистику выполнения и время, которое тратит каждый ученик на работу.
Рекомендованные платформы для дистанционного обучения от Минпроса
России.
Минпрос России рекомендует целый перечень ресурсов,
которые подойдут для дистанционного обучения. С ними могут работать учителя на
электронных уроках или ученики самостоятельно.
Ресурс |
Описание |
Российская электронная
школа |
- Интерактивные уроки с 1 по 11
класс лучших учителей страны. - Ресурс содержит тематические
курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных
концертов. Размещены дидактические и методические материалы по всем урокам. |
Московская электронная
школа |
- Позволяет проверять ошибки,
общаться с учителями, выполнять домашние задания, использовать материалы для
подготовки к уроку. Содержит варианты контрольных и тестов. - В библиотеку МЭШ загружено в
открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41
тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников
издательств, более 95 тыс. образовательных приложений. |
Телеканал МособрТВ |
- Первое познавательное
телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого
эфира. |
Профориентационный портал
«Билет в будущее» |
- Ресурс содержит видеоуроки для
средней и старшей школы. - Позволяет проводить
тестирования и погружаться в различные специальности и направления
подготовки уже на базе школьного образования. |
Сервис «Яндекс.Учебник» |
- Ресурс содержит более 35 тыс.
заданий по русскому языку и математике разного уровня сложности для
школьников 1-5 классов. - В числе возможностей
автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников. |
Сервис «ЯКласс» |
- Сервис позволяет проверять
знания учеников. Учитель задает школьнику проверочную работу, ребенок заходит
на сайт и выполняет задание педагога. Если ученик допускает ошибку, ему
объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. - Учитель получает отчет о том,
как ученики справляются с заданиями. |
Образовательная платформа
«Учи.ру» |
- Школьникам предлагают
интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам,
а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. - В личных кабинетах
пользователей есть чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать
задания, свои успехи и прогресс. |
Электронные версии УМК от
издательства «Просвещение» |
- Предоставлен доступ к учебникам
и специальным тренажерам для отработки и закрепления полученных знаний. - Для работы с учебниками не
нужен Интернет. |
Система «Маркетплейс
образовательных услуг» |
- В наполнение ресурса участвуют
ведущие российские компании разного профиля (Яндекс, 1С, Учи.ру, Скайенг, Кодвардс,
издательство «Просвещение» и др.). |
Платформа для проведения
олимпиад и курсов «Олимпиум» |
- Представлено более 72 школьных
олимпиад. |
Онлайн-платформа «Мои
достижения» |
- Содержит широкий выбор диагностик
для обучающихся с 1 по 11 класс по школьным предметам и различным
тематикам. Материалы разработаны специалистами Московского центра качества
образования. |
Всероссийский образовательный
проект «Урок цифры» |
- Позволяет школьникам
знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования.
В уроках используют образовательные программы в области цифровых технологий
от Яндекс, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Сбербанк, 1С. - Занятия проходят в виде
увлекательных онлайн-игр и адаптированы для 3 (трех) основных возрастных
групп – обучающихся младшей, средней и старшей школы. |
Платформы новой школы от
Сбербанка России |
- Ресурс позволяет сформировать
персонифицированную образовательную траекторию в школе. |
Курсы от образовательного
фонда «Талант и успех» на платформе Сириус.Онлайн |
- Размещены дополнительные главы
по геометрии для 7-9 классов, по комбинаторике для 7 класса, по лингвистике,
фонетике и графике. В ближайшее время станут доступны дополнительные главы по
физике для 8 и 9 классов, а также по информатике. - Курсы подготовлены
руководителями и ведущими преподавателями образовательных программ Центра
«Сириус». Объем каждого курса составляет от 60 до 120 часов. Ученики, которые
успешно пройдут курсы, смогут получить сертификат от Образовательного центра
«Сириус». |